Мониторинг и оценка принятых решений уполномоченными органами

Аналитическим центром «БизЭксперт» совместно с Программным офисом ОБСЕ в Бишкеке с мая 2018 года запущен механизм мониторинга принятых решений и их исполнения, одобренных Советом по Регулятивной реформе при Правительстве Кыргызской Республики по строительной отрасли.

По архитектуре и градостроительству и проблемам отрасли рассмотрено более 16 нормативно- правовых актов, требующих внесения изменений и дополнений.

В основные рекомендации в сфере строительства и подключения к сетям, одобренные Советом по Регулятивной реформе входят:

  1. Постановление ПКР №95

— Законодательное закрепление классификации объектов строительства по факторам риска;

— Установление общих требований к персоналу субъектов градостроительной деятельности, определив случаи введения обязательной сертификации персонала только для строительных объектов с повышенным фактором риска;

— Введение обязательной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий аккредитованными экспертными организациями только в отношении строительных объектов с повышенным и высоким фактором риска.

  1. Закон КР «О градостроительстве и архитектуре» и ППКР №252

— Исключение процедуры выдачи разрешения на строительство после одобрения проекта (положительное заключение экспертизы);

-Упрощение процедуры согласования и введение комплексной экспертизы;

-Развитие института негосударственной экспертизы;

-Устранение монополии государства на объекты 2-3 категории.

  1. Постановление ПКР №409

— Исключение запрета на осуществление деятельности негосударственными экспертными организациями;

— Регулирование профессиональной деятельности специалистов – экспертов.

  1. Постановление ПКР №100

— Внедрение Интерактивной карты энергомощностей;

— Отмена авансового платежа 60%;

— Критерии наличия (отсутствия) технической возможности подключения к сетям;

— Отменить ограничение срока действия технических условий до 2-х лет. Установить срок действия технических условий в размере нормативной продолжительности строительства.

 

Решение проблем бизнеса на основе выработанных рекомендаций:

  • Проблемы избыточных процедур в разрешительной системе строительства;
  • Проблемы получения мощности и присоединения к сетям и коммуникациям;
  • Приёмка и поэтапная оценка соответствия объекта строительства как фактор коррупционных рисков;
  • Землепользование;
  • Регулирование рисков пожарной опасности;
  • Развитие институтов проведения не государственной экспертизы.

Разрешительная система в сфере строительства

Название

Краткие рекомендации

1

Закон «О градостроительстве и архитектуре в КР» Исключение разрешения на строительство/Исключение процедуры выдачи разрешения на строительство после одобрения проекта (госэкспертизы)

2

Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешительных документов на проектирование, строительство и иные изменения объектов недвижимости и порядке приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов в КР

ППКР №252 от 30.05.2008 года

-Упрощение процедуры согласования и введение комплексной экспертизы

-Развитие института негосударственной экспертизы

-Устранение монополии государства на объекты 2-3 категории

3

Об утверждении Правил аттестации негосударственной экспертной организации на проведение экспертизы проектной документации для строительства объектов недвижимости

ППКР № 409 от 25 июня 2009 года

Исключение запрета на осуществление деятельности негосударственными экспертными организациями

Регулирование проф. деятельности специалистов – экспертов

Архитектурно-строительный надзор и приемка объекта в эксплуатацию:

  • ППКР от 10 февраля 2009 года № 95

Об утверждении положения о классификации характеристик объектов строительства и порядке проведения государственного архитектурно-строительного надзора за объектами строительства, реконструкции и иными изменениями объектов недвижимости в Кыргызской Республике.

  • ППКР №252 от 30.05.2008 года

Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешительных документов на проектирование, строительство и иные изменения объектов недвижимости и порядке приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов в КР.

Противопожарные меры:

  • Введение комплексной экспертизы;
  • Упрощение процедуры согласования;
  • Закон КР «Об обеспечении пожарной безопасности»;
  • ППКР №252 ОТ 30.05.2008 года.

Подключение к сетям:

  • Интерактивная карта мощностей;
  • Отмена авансового платежа 60%;
  • Критерии наличия (отсутствия) технической возможности;
  • ППКР от 10 февраля 2009 года № 100

Положение о порядке выдачи разрешительных документов на проектирование, строительство и иные изменения объектов недвижимости и порядке приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов в КР;

  • ППКР от 22 августа 2012 года № 576

Правила пользования электрической энергией.

Принцип «Единое окно»:

  • Реализация принципа «Единое окно» в части получения ТУ;
  • Использование Интерактивной карты мощностей;
  • Упрощение процедур согласования проектной документации.

Модель «умного» регулирования

Именно такой подход позволяет оценить воздействия принимаемых регуляторов на достижение экономических целей регулирования, качества жизни социума, обеспечения безопасности жизни, здоровья, имущества, а также воздействия на конкуренцию. Любая регуляторная реформа, новая   политика встречает определенное сопротивление, однако «Разумное регулирование» нацелено на изменение субъективных представлений о праве лиц принимающих решения действовать, на основе   укоренившихся обычаев с ориентиром на бюрократическую машину и  практику директивного управления.

Происходящие изменений в политиках регулирования не находили отражение в изменениях функций и полномочий уполномоченных государственных органов, что и порождало периодические откаты в политиках и регуляторных реформах. Но более серьезным вызовом часто является ошибочное понимание «Разумного регулирования» с конкретной  повесткой:  поскольку  считается,  что правила защищают ценности или интересы, их исчезновение нередко вызывает сопротивление,  а  стремление  к  соревновательности  рассматривается  как  цель, служащая  интересам  определенных  заинтересованных  сторон.  При проведении   информационной политики  необходимо  обратить  внимание  на  то, что «Разумное  регулирование»  —  это  не  идеология,  а  скорее  технократический процесс,  целью  которого  является  достижение  результативности регулирования  и отказ от не эффективного регулирования , реализуя  подход один новый  за один  или один за два старых регулятора.